Картинки
Шрифт
Интервал между буквами
Размер шрифта
Цветовая схема

Архитектор Ришат Усманович Муллагильдин родился в Уфе 3 февраля 1969 года.

В 1995 г. окончил МАрхИ.

В 1994–1997 гг. архитектор Моспроекта-2 мастерской Б.В. Палуя.

1997–1998 гг. — стажировка в Японии на базе Шибаурского Технологического института (SIT). Архитектор проектного подразделения корпорации Kajima.

1998–2000 гг. — докторантура в университете SIT (Токио) и параллельно работа архитектором в проектной фирме Nihon Sekkei (Токио).

2000–2005 гг. — докторантура университета Кейо (PHD Candidate).

В 2005 г. создано архитектурное бюро ООО «РАУМ Арчитектс».

1998–2005 гг. — участие в организации и проведении профессиональных лекций, выставок и конференций в России, Японии, Корее, Китае, странах СНГ по проблемам развития современной архитектуры и градостроительства.


Основные постройки:

• 1994–1997 гг. — реконструкция с элементами реставрации здания Сената в Московском Кремле (резиденции Президента России). Серия представительских кабинетов и залов (включая рабочий кабинет Президента) и типовых кабинетов помощников Президента. В составе авторского коллектива.

• 2001 г. — офисное здание Higashi Ojima. В составе авторского коллектива Kajima Design.

• 2002 г. — здание Shiodome Kajima Tower. Токио. Япония. В составе авторского коллектива Kajima Design.

• Matsushita Denko Tower. Токио. Япония. В составе авторского коллектива Nihon Sekkei.

• 2007 г. — реконструкция ипподрома «Акбузат». Здания главных трибун и манежа. Совместно с Arai Architects.

• Конгресс-холл Республики Башкортостан. Совместно с Arai Architects.

Награды:

• Серебряный диплом «Зодчество 2003» за книгу «Путеводитель по российской архитектуре»

• Серебряный диплом «Зодчество 2003» «Смотр-конкурс молодых архитекторов»

• Диплом МААМ за книгу «Путеводитель по российской архитектуре»

• Диплом лауреата Московского смотра на лучшее произведение архитектуры 2002–2003, номинант на премию «Золотое сечение»

• Диплом Министерства строительства архитектуры и транспорта РБ за первое место в конкурсе «Проект градостроительного развития южного склона Уфимского полуострова». Совместно с Arai Architects

• Лауреат национальной премии «АRХ AWARDS 2006» в номинации «Градостроительный проект или реализация» за «Проект градостроительного развития Южного склона Уфимского полуострова». Совместно с Arai Architects

• Лауреат национальной премии «АRХ AWARDS 2007» в номинации «Лучший многофункциональный комплекс» за объект «Конгресс-холл» в г. Уфе

• Бронзовый диплом «Зодчество 2007». «Смотр-конкурс. Творческие коллективы и мастерские»

• Диплом СА России за проект «Реконструкция комплекса ипподрома «Акбузат». Совместно с Arai Architects

• Диплом всероссийской премии «Предприятие года 2007»

• Диплом профессора Международной академии архитектуры (Московское отделение)

• Серебряный диплом «Зодчество 2008» в номинации «Постройки» за объект «Конгресс-холл РБ».

• Государственная премия РБ им. Салавата Юлаева за проектирование здания «Конгресс-холл»

 

          В детстве Ришат Усманович занимался боксом и, возможно, мог бы стать профессиональным спортсменом, но тяга к рисованию взяла верх – уже в 7-м классе принял решение стать архитектором. Мечта исполнилась - в 1995 году он окончил престижный Московский архитектурный институт, затем два года отслужил в воздушно-десантных войсках Российской Армии. Ещё во время учёбы в МАРХИ Ришат Усманович был по конкурсу принят в одну из крупнейших муниципальных проектных компаний Москвы "Моспроект-2". Там в 1994-1997 годах он участвовал в работе над объектами в центре Москвы. Ему посчастливилось попасть на очень крупный проект - реконструкцию с элементами реставрации здания Сената в Кремле под резиденцию первого Президента России Бориса Ельцина, там он разрабатывал дизайн представительских интерьеров. Именно наш земляк спроектировал кабинет, который мы часто видим в телевизионных новостях - в нём в данный момент работает нынешний Президент России Владимир Путин. В столице России Муллагильдин участвовал ещё в нескольких крупных проектах офисных зданий, например, здания Московской межбанковской валютной биржи.

           В 1997 году Ришат Усманович выиграл грант на годовую профессиональную стажировку в Японию на тему "Градостроительство и архитектура, архитектурная культура и проектная практика с изучением современных технологий проектного дела в Японии". Продолжая работать, поступил в докторантуру Шибаурского Технологического Университета. В 2000 году, вслед за своим профессором, перешёл в древнейший в Японии Университет Кео, где и окончил докторантуру. Среди работ Муллагильдина этого периода в проектных фирмах «Каджима-Дизайн» (подразделение крупнейшей строительной фирмы «Каджима») и «Нихон Секкей» (вторая по величине проектная фирма Японии) в центре Токио - офисное здание Матсусита Денко для компании «Panasonic», башня «Shiodome Tower», офисное здание Higashi Ojima также для компании «Каджима». Молодой архитектор участвовал и в проектных конкурсах, в итоге был удостоен двух вторых и одной первой премий за проекты здания школы в центре Токио, оперного центра префектуры Фокусима и Центра информационных технологий для Международной выставки Экспо Айичи 2005 года. Помимо профессиональной, Ришат Усманович вёл обширную общественную деятельность: издал книгу «Путеводитель по российской архитектуре», которая увидела свет в Японии, организовал первую выставку Константина Мельникова в токийской галерее «МА», которая была признана лучшей выставкой 2002 года.

           С 1997 по 2005 год провёл Ришат Усманович в Японии. За это время страна стала ему очень близкой - он окончательно освоил японские язык и обычаи, женился на гражданке страны восходящего солнца. Но не забывал и о России: вёл активную деятельность по популяризации российской архитектуры в Японии и японской архитектуры в России, организовывал визиты с лекциями и выставками известных японских архитекторов, 5 лет проработал инструктором по обмену между Московским архитектурным институтом и Шибаурским технологическим университетом, читал лекции. Одним из главных секторов его работы стало раскрытие строительно-проектного потенциала родной республики, Муллагильдин мечтал, чтобы о Башкортостане узнали на международной арене.

           Однажды в Токио поступил звонок из Москвы: Ришата Усмановича приглашали на международный фестиваль «Зодчество-2003», сообщив, что его проекты получили 3 диплома (два серебряных диплома фестиваля и диплом МААМ). На фестивале архитектор познакомился с Уралом Газизовичем Ураксиным, который на тот момент являлся заместителем главного архитектора Республики Башкортостан. С этого времени началось его сотрудничество с коллегами из родной республики. В 2005 году «японскому архитектору» сообщили, что в преддверии юбилея в республике проводятся конкурсы архитектурных проектов, предложили поучаствовать. Даже узнав, что до завершения конкурса остался всего месяц, Ришат Усманович вместе со своим партнёром, японцем Киокадзу Араи (японский и американский архитектор, представитель так называемой «третьей волны» современной японской архитектуры. Профессор Киотского института изящных искусств решил дать согласие на участие. Первым «юбилейным» проектом была «Концепция развития южного склона уфимского полуострова». Его воплощением Муллагильдин хотел донести альтернативную мысль о том, что современная архитектура ориентирована на сохранение природы и первозданного ландшафта. Этот проект, что не удивительно, победил. Затем архитектору предложили поучаствовать в конкурсах на лучший проект «Дома Дружбы народов Республики Башкортостан» и сделать предложения по проекту «Реконструкция комплекса ипподрома «Акбузат». Учитывая, что Конгресс-холл находится как раз на южном склоне, Муллагильдин с партнёром, посоветовавшись, решили взяться за оба проекта.

            У «архитектора страны восходящего солнца», как окрестили Муллагильдина СМИ, множество поводов для гордости: «Проект южного склона» стал лауреатом первой национальной российской премии в области архитектуры и градостроительства «ARX AWARDS-2006» и был признан лучшим градостроительным проектом в России 2006 года, а Конгресс-холл признан лучшим многофункциональным комплексом в России и получил эту же премию уже в 2007 году. Также Конгресс-Холл завоевал специальную премию Международной академии архитектуры и признан независимым жюри самым уникальным проектом на XV Международном фестивале «Зодчество».

            Эти проекты стали победителями, и архитектор с партнёрами начал их реализовывать. Изначально предполагалось проектировать в Токио, но из-за дефицита времени власти предложили Муллагильдину получить лицензию в Башкортостане, открыть свою фирму.

            В 2007 году Ришата Усмановича Муллагильдина приняла в свои ряды и удостоила звания профессора Международная академия архитектуры, филиал которой находится в Москве.

            Ришат Муллагильдин был большим патриотом и достойным сыном Башкирского народа, представляющий интересы России во всем мире.

            Из интервью Ришата Усмановича журналу «Ватандаш»:

            – Вы – автор многофункционального комплекса «Конгресс-холл Торатау», главной политической и культурной арены республики. Это уникальная площадка, подходящая для проведения мероприятий различного формата – от международных конференций и форумов до корпоративных мероприятий. Образ здания построен на ассоциациях с пером мифологической птицы из башкирских преданий, опустившимся на землю и ставшим надежным кровом для многих народов. Как шла работа над созданием проекта?

           – Как известно, он создавался в рекордно короткие сроки. Накануне 450-летия добровольного вхождения Башкортостана в состав России было принято решение построить Дом дружбы народов, и среди архитекторов был объявлен конкурс на самый лучший проект. Нам с коллегой – известным японским архитектором Киокадзу Араи из Уфы пришло приглашение принять участие также и на проект реконструкции ипподрома «Акбузат». Мною была разработана архитектурная концепция «Дома дружбы народов», а Араи-сан удалось сделать эффектный и запоминающийся образ «Акбузата». Проект «Дома дружбы народов» был основан на монументальном памятнике духовной культуры башкир — эпосе «Урал-батыр». Таким образом мы хотели показать возможность формирования современного национального зодчества посредством актуализации архетипов башкирской культуры в соотнесении их с языком современной архитектуры. Комплекс, как отметили, напоминает перышко. Необычная форма вкупе с национальными орнаментами придает зданию особый колорит, особый шарм. Помещения внутри комплекса расположены по лучевой схеме, с максимальным раскрытием на ландшафт, как это было принято у башкир в X–XV веках. За основу лучевой схемы мы взяли цветок курая.